ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 12 СЕНТЯБРЯ 2012 Г. N ДЛ-150/08 "О СОКРАЩЕНИИ ОБЪЁМОВ И ВИДОВ ОТЧЁТНОСТИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ ОБЩЕО
20 сентября 2012
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ 12 СЕНТЯБРЯ 2012 Г. N ДЛ-150/08 "О СОКРАЩЕНИИ ОБЪЁМОВ И ВИДОВ ОТЧЁТНОСТИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ"
В связи с участившимися обращениями учителей и руководителей общеобразовательных учреждений об увеличении количества запросов, поступающих в их адрес от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных органов и организаций (далее - органы и организации), Минобрнауки России сообщает. С целью выявления реального количества запросов, поступающих в адрес учителей и руководителей общеобразовательных учреждений от органов и организаций, Минобрнауки России совместно с экспертными организациями и представителями Ассоциации директоров школ провело опрос общеобразовательных учреждений из 13 субъектов Российской Федерации: Калужской области, Чувашской Республики, Тамбовской области, Новгородской области, Кировской области, Республики Башкортостан, Владимирской области, Ставропольского края, Новосибирской области, Свердловской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Москвы. Полученные данные выявили общие проблемы и тенденции, характерные и для более представительной выборки регионов. По итогам опроса получены следующие результаты. Основной объём запросов информации (60%) от общего потока документооборота общеобразовательных учреждений составляют: разовые запросы, часто дублирующие статистическую отчётность, на представление количественной информации (например, численность обучающихся и учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях); дублирующие запросы информации в рамках федеральных мониторингов ("Наша новая школа" и "Модернизация региональных систем общего образования"); запросы-отчёты о проведении отдельных воспитательных, спортивных и других школьных мероприятий (например, "День славянской письменности и культуры", акция "Внимание, дети!", "О профилактике наркомании" и другие); неправомерные запросы по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, включая результаты текущего, промежуточного контроля и государственной (итоговой) аттестации обучающихся, дублирующие контрольно-надзорные функции (отчёты успеваемости обучающихся за четверть или полугодие, планы воспитательной работы, отчёты о введении и использовании новых технологий в образовательном процессе и тому подобное). Около 20% в общем объёме составляют запросы, связанные с плановыми и внеплановыми проверками общеобразовательного учреждения со стороны контрольно-надзорных органов. Таким образом, 80% от общего количества запросов - это запросы органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им организаций. Оставшиеся 20% запросов - это необоснованные запросы иных органов и организаций. Ещё одним результатом опроса стало подтверждение тенденции ежегодного увеличения объёмов и видов представляемой общеобразовательными учреждениями отчётности. Отмечается также высокая загрузка учителя по представлению администрации общеобразовательного учреждения отчётной информации, касающейся широкого спектра вопросов, в том числе связанной с аттестацией учителя, а также подтверждением качества своей работы - сбором дополнительной информации в рамках введения новой системы оплаты труда. Минобрнауки России обращает внимание, что государственные (муниципальные) общеобразовательные учреждения, реализующие основные общеобразовательные программы: на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" представляют учредителю и общественности ежегодный отчёт о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также о результатах самооценки своей деятельности; ежегодно заполняют формы федерального статистического наблюдения в сфере общего образования в соответствии с федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р, и на основании Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации"; представляют данные в рамках федеральных мониторингов реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р) и модернизации региональных систем общего образования (постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования"). В дополнение к этому образовательные учреждения представляют также бухгалтерскую и статистическую отчётности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом. Неустановленные законодательством Российской Федерации или неурегулированные нормативными правовыми актами требования дополнительной информации от общеобразовательного учреждения следует считать необоснованными. С учётом изложенного, а также в целях соблюдения установленного законодательством Российской Федерации разграничения полномочий между органами, осуществляющими управление в сфере образования, и недопущения нарушений законодательства Российской Федерации в области образования в части самостоятельности общеобразовательных учреждений Минобрнауки России сообщает о недопустимости по отношению к общеобразовательному учреждению следующих мер: 1. Сбор информации, связанной с текущей и промежуточной аттестацией обучающихся: отчёт по итогам учебной четверти, полугодия, годовой отчёт об успеваемости, о пропусках учебных занятий и тому подобное, так как образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся (пункт 3 статьи 15 и подпункт 16 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании"). 2. Запрос такого рода дополнительной информации, как планы работ методических объединений, отчёты о работе учителей-предметников, согласование учебных планов, а также учебных программ, образовательных программ, отчёты по участникам, победителям и призёрам различных олимпиад, конкурсов и тому подобное. 3. Сбор информации, не относящейся к реализации основных общеобразовательных программ общеобразовательными учреждениями. В целях сокращения объёмов и видов представляемой общеобразовательными учреждениями отчётности Минобрнауки России со своей стороны планирует отказаться от дублирующих запросов в их адрес, а также унифицировать федеральные мониторинги ("Наша новая школа", "Модернизация региональных систем общего образования"). В течение года Министерство реализует введение в эксплуатацию единой автоматизированной информационной системы мониторинга сферы образования, позволяющей консолидировать существующие на всех уровнях управления образованием информационные системы с центральным хранилищем данных и системой аналитического хранения, а также содержащей количественную и качественную информацию об образовательных учреждениях. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, Минобрнауки России рекомендует: 1. Самостоятельно получать информацию, относящуюся к реализации основных общеобразовательных программ и их результатам, из официального сайта общеобразовательного учреждения в сети Интернет (пункт 5 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании"). 2. Обеспечить открытость и доступность информации о проведённых общеобразовательным учреждением воспитательных, спортивных и иных внеурочных, внешкольных мероприятиях посредством её размещения на официальном сайте общеобразовательного учреждения в сети Интернет и её обновления (Правила размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. N 343). 3. Указать администрации общеобразовательных учреждений, что в случае получения ими неправомерных запросов и с целью пресечения такой практики необходимо направлять указанные запросы учредителю общеобразовательного учреждения. 4. Обеспечить при необходимости передачу информации, относящейся к реализации основных общеобразовательных программ в общеобразовательном учреждении и их результатам, в иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления через учредителя общеобразовательного учреждения. 5. Указать методическим службам разного уровня на неправомерность сбора информации в общеобразовательных учреждениях как на несвойственную им функцию, а также необходимость оказания ими услуг методического характера по закрепленным в правоустанавливающих документах вопросам. 6. Обеспечить переход общеобразовательных учреждений на систему ведения журналов успеваемости в электронном виде в соответствии с письмом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. N АП-147/07. 7. Установить, при необходимости, локальными актами общеобразовательного учреждения разумный срок (не более 1 раза в полугодие) представления учителем администрации общеобразовательного учреждения информации о результатах качества работы в рамках введения новой системы оплаты труда. 8. Неукоснительно руководствоваться установленным порядком организации и проведения плановых проверок общеобразовательных учреждений в части их соответствия ежегодному сводному плану проведения плановых проверок, размещённому на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет, и соблюдения их периодичности (статья 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"). 9. Обратить внимание администрации общеобразовательных учреждений на то, что плановые проверки органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в отношении общеобразовательных учреждений проводятся не чаще 1 раза в год; плановые проверки органов, осуществляющих лицензирование образовательной деятельности, - не чаще 1 раза в 2 года (постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 944 "Об утверждении Перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью"). 10. Обеспечить совмещение плановых проверок общеобразовательных учреждений органами, осуществляющими государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, с деятельностью комиссий по приёмке образовательных учреждений к новому учебному году, действующих в соответствии с приказом Минобрнауки России от 23 июля 2008 г. N 213 "Об организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году". 11. Довести указанную информацию до органов местного самоуправления, взаимодействующих с общеобразовательными учреждениями, в том числе по вопросу защиты прав несовершеннолетних, а также до самих общеобразовательных учреждений. Провести необходимые совещания. 12. Провести работу со средствами массовой информации по данному вопросу. Д.В. ЛивановШколы надо освободить от лишней отчетности.
Минобрнауки России проанализировало ситуацию с отчетностью, представляемой общеобразовательными школами. Ее объемы и виды ежегодно увеличиваются. Возросла и нагрузка на учителей.
В связи с этим Министерство обращает внимание, что закон обязывает школы представлять следующие сведения. Это ежегодный отчёт перед учредителем и общественностью о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также о результатах самооценки своей деятельности. Бухгалтерская и статистическая отчетность. Данные о реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и модернизации региональных систем общего образования. Кроме того, школы обязаны представлять информацию о своей деятельности в органы госстатистики, налоговые органы и иным лицам в соответствии с законодательством России и своим уставом.
Министерство считает недопустимым сбор со школ сведений о текущей и промежуточной аттестации обучающихся; запрос планов работ методических объединений, отчетов о работе учителей-предметников, данных по участникам, победителям и призерам различных олимпиад и конкурсов. Также не обоснованы согласование учебных планов и программ; сбор информации методическими службами.
Со своей стороны Министерство планирует отказаться от дублирующих запросов в адрес школ, а также унифицировать федеральные мониторинги.
Региональным органам управления в сфере образования даны рекомендации по сокращению запрашиваемой у школ отчетности. Так, сведения о реализации общеобразовательных программ можно найти на сайте школы. Там же следует размещать информацию о проведенных внеурочных и внешкольных мероприятиях, сделав ее общедоступной. Необходимо перейти на систему ведения журналов успеваемости в электронном виде. Все неправомерные запросы школам следует пересылать своему учредителю.
Для учителей должны быть установлены разумные сроки (не чаще 1 раза в полгода) подачи сведений о качестве работы в рамках введения новой системы оплаты труда.
Необходимо строго соблюдать периодичность проведения плановых проверок: госпожнадзор и госсанэпиднадзор - не чаще 1 раза в год, лицензирующий орган - максимум 1 раз в 2 года. При этом проверки госпожнадзора и госсанэпиднадзора целесообразно совместить с приемкой школ к новому учебному году.ПЕДАГОГИ ИМЕЮТ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», педагогические работники имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста.Досрочная пенсия педагогам - это пенсия, которая предоставляется ранее общеустановленного пенсионного возраста в связи с осуществлением определенной педагогической деятельности. При этом должны выполняться одновременно следующие условия:- осуществление работы в определенных должностях и в учреждениях для детей;- наличие стажа такой работы не менее 25 лет.При определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости применяется Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781.В пункте 2 Списка перечислены наименования должностей в учреждениях дополнительного образования для детей, работа в которых дает право на досрочную пенсию. Например, педагог дополнительного образования. Периоды такой работы засчитываются в стаж, начиная с 1 января 2001 года и при наличии одновременно следующих условий:- на 1 января 2001 года у гражданина есть стаж работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет и 8 месяцев;- гражданин работал (независимо от продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года и в должностях и в учреждениях, указанных в пункте 2 Списка.Правила исчисления периодов работыВ соответствии с Правилами общим требованием для досрочного назначения пенсии является выполнение с 1 сентября 2000 года нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).Норма рабочего времени - это количество часов, которое работник должен отработать в течение определенного периода. При этом Правила содержат отличительные особенности назначения досрочной пенсии для отдельных категорий педагогических работников.Например:- периоды работы в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи и др.), в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в указанный стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки;- период работы в должности музыкального руководителя засчитывается в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени независимо от времени, когда выполнялась эта работа.Правила содержат также ограничения временной датой по включению периодов работы в отдельных должностях.Пример:- Работы в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитывается в стаж работы за период до 1 января 1992 года.Педагоги, работавшие в конкретных должностях и структурных подразделениях организации, могут претендовать на досрочную пенсию. К примеру воспитать детского сада машиностроительного завода, войсковой части и т.д.Специалисты Вашего территориального органа ПФР всегда готовы ответить на все Ваши вопросы.Также подробную информацию Вы можете получить на сайте Пенсионного фонда Российской Федерацииwww.pfrf.ru