Твоя профессия
Поэт! Остановись!
Бухгалтером не становись!
Своё познай предназначенье,
Чтоб от унынья не терялось вдохновенье....
И чтоб диплом не покупать,
Подумай хорошенько,
кем ты реально хочешь стать
Что бы ты ни выбрал, главное – чтобы это было твоё решение, веление твоей души.
Многие люди не смогли правильно сделать этот выбор. Или не знали, что им нужно, или выбор за них сделали родители. Многие шли поступать вместе с друзьями, даже вопреки своим истинным желаниям, лишь бы не расставаться со школьными товарищами или дворовыми приятелями. Друзья, конечно, важны, но то, какую каторгу ты можешь себе устроить, поступая «за компанию», не скрасит никакая самая распрекрасная компания...
Ты ведь не хочешь спать на лекциях (не столько от недосыпа, сколько от скуки) и вечно тянуть за собой хвосты несданных экзаменов и зачётов? Есть ли у тебя желание стать через 5 лет «дипломированным никем»? Наверняка нет. А шансы на это велики, потому что, если учился на бухгалтера, но не можешь к пятому курсу отличить дебет от кредита, то разве ты стал бухгалтером? А кем тогда?..
Как сказал немецкий поэт, мыслитель-естесствоиспытатель Иоганн Гёте: «Научиться можно только тому, что тебе интересно». И это не выдумки! Ведь истинные знания – это не просто запоминание материала, а «пропускание» его через себя. А вспомни, насколько можешь ты «вжиться» в ненавистную математику? А вот биологию даже учить не приходится, всё понимается и впитывается как бы само собой. И хочется узнавать и узнавать, как же устроена жизнь флоры и фауны. Ведь так?
Конечно, я это всё пишу не с «бухты-барахты». Эта тема мне не просто небезразлична, она до сих пор кровоточащей раной в моей жизни…
Я, когда находилась перед этим выбором, растерялась. Не то, чтобы выбор был очень уж широк. А просто не знала что мне нужно, какую профессию хочу получить и чем заниматься в дальнейшей жизни. Да уж, пренеприятнейшее состояние неопределённости... И поступила в тот ВУЗ, где было проще: филиал в моём маленьком городке, уезжать первые два года в большой незнакомый город не нужно, учёба «спустя рукава», да ещё и старший брат там учился, поможет, если что. «Экономисты всегда востребованы, не будешь без работы сидеть, и зарплата приличная» – твердили мне родные и знакомые. А я в общем-то не сопротивлялась. Ну да, есть способности к литературе, стихи пишу, сочинения по литературе учителя хвалили. Психологией интересуюсь, но так, на бытовом уровне. Зато с математикой не дружу, даже на калькуляторе нормально посчитать не могу (и до сих пор не могу, прямо что-то необъяснимое...) Чистый гуманитарий. Ну и что? И зачем это нужно?.. Эфемерности сплошные. А тут – ЭКОНОМИКА, надёжная стезя, реальная земная профессия, приносящая реальные земные деньги.
И – поступила. Не сложно было. Тестирование по русскому само собой без напряга, а алгебру и что–то там ещё дали списать преподаватели. Им выгодно было, чтобы только что открывшийся филиал набрал студентов. В общем, поступили ВСЕ. Первые два года учёба была так же легка, как поступление. Велись в основном общие предметы, и это не особо напрягало, к тому же местные преподаватели ввели дисциплины «Психология» и «Культурология», это была для меня отдушина среди высшей математики и менеджмента...
Учёба не предполагала какого бы то ни было отбора. Никого не интересовало, ни преподавателей, ни самих студентов, – получатся ли из нас в дальнейшем профессиональные экономисты-менеджеры, или... С нас просто собирали деньги за обучение, и чем больше студентов на курсе – тем лучше. И не важно, каких студентов. До третьего курса не дошли только те, кто вообще не ходил на лекции. По окончании второго курса пришла пора решать, продолжать ли обучение заочно в родном маленьком городке, или ехать очно учиться в Н-ске. Половина перевелась на заочное, так как привыкли к такому безделию. Остальные (в их числе и я) приехали третьекусниками в город Н-ск.
И тут я вкусила «прелесть» таких дисциплин, как бухгалтерский учёт и сопромат (сопротивление материалов. Тебе это ни о чём не говорит? Мне, кстати, тоже, ни-че-го не помню...) Первые несколько лекций голова съезжала от дебета, кредита и арматуры, и я решила, что мне это знать незачем. И пошли зачёты со шпаргалками, пересдачи по 3-4 раза, подмена билетов, экзамены с купюрами различного номинала в зачётке... До сих пор осадок в душе, когда вспоминаю... Благо, что ввели философию, а то я бы совсем скукожилась среди бесконечных чисел и подсчётов. Философию сдавала «по-настоящему» и без угрызений совести. Но всё время учёбы настроение было, мягко сказать, неважнецкое... Не видела смысла такой «учёбы», и не видела своего будущего. Постоянно болела голова, здоровье ухудшилось, не хотелось ничего. Ходила растерянная, потеряная...
И вот, отмучившись ещё три курса, я стала дипломированным специалистом, «экономистом-менеджером». Но радости мне это не принесло... И опять родные и знакомые уверяли: «Да, работать это совсем не то, что учиться, работа намного интереснее!» И я верила, что это, скорее всего, так и есть. Сухую теорию не сравнить с опытом. И вот, не сразу, но вышла на работу. Бухгалтер-экономист. И что же? Те же счета, платежи, банковские выписки... Только на фамилии реальных людей. И – ответственность за них. А я... А что я? Ведь толком не училась, даже азов не помнила. Пришлось как-то постепенно «врубаться». Только радости мне это опять же не доставляло... Вместо того, чтобы сосредоточиться и проверять очередной отчёт, сидела и сочиняла стихи. Ну какой из меня бухгалтер?!..
И я уволилась. Это совпало с моим перездом в другой город, «начать новую жизнь» так всё же проще. Главное – понять, какой должна быть эта «новая жизнь»...
На этом моё повествование заканчивается. Но это только пока) Собираюсь получать второе высшее. «Исправлять ошибки молодости», как говорится.
Мораль сей басни такова: хочешь быть по жизни не «убивателем времени на рабочем месте» а полноценным уважаемым членом профессионального сообщества, расти в карьере, получать удовольствие от того, чем занимаешься большее время своей жизни (ведь весь день проходит на работе!) – делай свой осознанный выбор! Тогда и учёба не будет тянуться как каторга, и оценки в зачётке будут появляться не благодаря ухищрениям и «своевременной оплате по прайсу», а благодаря твоим знаниям, полученным с интересом и увлечением.
Постарайся разглядеть в себе задатки: каковы твои интересы? Может, ты хорошо рисуешь или пишешь рассказы, у тебя хорошие вокальные данные? А, может, ты всегда стараешься дать нужный совет людям в трудной ситуации, и твои советы многим уже помогли? Может, ты любишь возиться с животными или цветами? Да каждый найдёт в себе что-то! Только далеко не каждый в 17 лет может понять, как же реализовать свои способности... Можно, конечно, начать «доказательство от противоположного», как это сделала я. И путём отрицания «не своего» прийти к своему...
Но, в то же время, есть иной пример: моя мама. С юности писала статьи в местную газету, и все прочили ей карьеру журналиста. Но, по жизненным обстоятельствам, она не смогла поехать поступать на журфак, и поступила в местный Техникум на бухгалтера. И вот уже много лет она – одна из самых уважаемых людей города в своей профессии, по праву признанный специалист – главный бухгалтер. И совсем не жалеет, что её юношеским стремлениям не суждено было осуществиться. Но со мной сей номер, увы (а, может, и ура!), не прошёл...
И если ты ещё не знаешь, по какому пути сделать этот такой важный шаг во взрослую жизнь, дай Бог тебе, в любом случае, сделать правильный выбор!
Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.
Если это так, то ты - счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.
Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.
Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.
Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.
Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это ее название…
Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).
Что влияет на выбор профессии
Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.
8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:
1. Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2. Позиция товарищей, подруг
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3. Позиция учителей, школьных педагогов
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4. Личные профессиональные планы
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5. Способности
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. Информированность
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8. Склонности
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.
Автор: Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения
1. Отношение к выбору профессии как к неизменному
В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор професии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...
2. Бытующие мнения о престижности профессии
В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).
Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии дожна учитываться - но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполненю основных рабочих функций...
3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.
Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей - и в чем вы сходны. Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он - рискованый человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.
Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.
5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии
За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.
А журналисты не всегда выступают в телепередачах - чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое. ктому же, озвучит другой (диктор на телевидении).
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий
Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьнгых предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком. Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.
7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства
Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.
(А компьютер внедряется абсолютно все сферы деятельности - вплоть до животноводства).
8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях)
Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.
Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.
9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии
Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.
Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце...
10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии
Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.
Решать вопросы выбора профессии нынешним школьникам приходится очень рано. Уже после 9 класса нужно определиться, продолжить обучение в школе или идти получать профессию в колледж (училище, техникум). Да и старшие классы во многих школах уже специализированы.
Вопрос выбора профессии, тем не менее, очень непростой.
Нужно учесть все факторы:
- способности, личностные качества, а также ограничения ребенка;
- склонности и интересы;
- требования различных профессий к личности;
- востребованность профессий на рынке труда;
- возможности получения образования по данной профессии (в том числе материальные возможности семьи).
Только на стыке всех этих факторов можно сделать осознанный и правильный выбор.
Очень важно, чтобы этот выбор был личным выбором ребенка. Только тогда, каким бы он ни был, ребенок будет нести за него ответственность.
Чем же могут помочь родители?
1. Информация
Родители как взрослые люди обладают опытом профессиональной деятельности и объективной информацией о многих профессиях, состоянии рынка труда. Кроме того, вы можете помочь ребенку с поисками интересующей его информации — книги, поиск в интернете, знакомство подростка с представителями интересующих его профессий, поиск хороших тестов для профориентации и специалистов-профконсультантов.
2. «Профессиональные пробы»
Очень важный механизм профессиональной ориентации — «проба» профессии на себе. Иногда эту возможность предоставляют те или иные кружки и секции. Например, редакция юношеской газеты для потенциального журналиста. Иногда есть возможность устроить старшеклассника на работу в интересующую его сферу на самую низкую позицию на период каникул. Например, для подростка, интересующегося рекламной отраслью, будет полезно поработать промоутером, хоть это и самое низшее звено и рекламном агентстве, но возможность познакомиться с самим процессом будет. Придумать вариант «профессиональной пробы» и реализовать его часто под силу только взрослому.
3. Обсуждение
Серьезный, вдумчивый разговор о выборе профессии может дать очень многое. В разговоре важно осознать вместе с ребенком, по каким критериям он выбрал ту или иную профессию, как он себе ее представляет, какие видит перспективы развития в ней. Очень ценным будет, если вы сможете обсудить с подростком альтернативы: «А где еще бы ты мог реализовать свои способности?», «А какие еще профессии подошли бы тебе?». Часто подростки зацикливаются на одной профессии, которая на слуху, отметая множество других подходящих вариантов. Очень полезно в таких беседах позволить сыну или дочери немного помечтать, отодвинув различные «у меня не получится», «в такой вуз мне не поступить», «в этой профессии зарабатывают мало» и так далее. Только четко осознав свои желания и склонности, нужно делать следующий шаг — к анализу возможностей.
Если ваш ребенок никак не может определиться, будет полезна помощь психолога-профконсультанта. Специальные тесты, профориентационные игры, консультации — все это может помочь сделать правильный выбор!